2.1. Ступенчатые коробки передач



В трехвальной коробке передач (рис. 82 и 83) имеются ведущий (первичный), ведомый (вторичный) и промежуточный валы, установленные в картере на подшипниках, причем первичный и вторичный валы соосны. На первичном валу выполнено за одно целое с ним зубчатое колесо постоянного зацепления с зубчатым колесом промежуточного вала. Другие зубчатые колеса жестко закреплены на промежуточном валу. На ведомом валу установлены имеющие возможность перемещаться вдоль вала зубчатые колеса передач. Отношение числа зубьев ведомого зубчатого колеса к числу зубьев ведущего зубчатого колеса, обратное отношению их частот вращения, называется передаточным числом. Когда какое-либо зубчатое колесо ведомого вала входит в зацепление с одним из зубчатых колес промежуточного вала, крутящий момент от двигателя через ведущий, промежуточный и ведомый валы коробки передач передается карданной передаче и далее на ведущие колеса автомобиля. Для включения первой передачи зубчатое колесо ведомого вала первой передачи передвигается по шлицевому валу в зацепление с зубчатым колесом первой передачи промежуточного вала. Общее передаточное число первой




2.1. Ступенчатые коробки передач Рис. 83. Пятиступенчатая коробка передач автомобиля MA3-5335: 1 — ведущий вал; 2 — крышка подшипника ведущего вала; 3 — зубчатое колесо ведущего вала; 4 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 5 — рычаг переключения передач; 6 — вал рычага переключения; 7 — шарик фиксатора с пружиной; 8 — зубчатое колесо пятой передачи ведомого вала; 9 — зубчатое колесо третьей передачи ведомого вала; 10 — синхронизатор второй и третьей передач; 11 — зубчатое колесо второй передачи ведомого вала; 12 — зубчатое колесо первой передачи и передачи заднего хода ведомого вала; 13 — верхняя крышка коробки передач со штоком и вилками; 14 — ведомый вал; 15 — червячное колесо привода спидометра; 16 — фланец крепления карданного вала к коробке передач; 17 — промежуточный вал с зубчатым венцом первой передачи и передачи заднего хода; 18 — картер коробки передач; 19 — зубчатое колесо второй передачи промежуточного вала; 20 — заборник масляного насоса с магнитом; 21 — зубчатое колесо третьей передачи; 22 — зубчатое колесо пятой передачи промежуточного вала; 23 — зубчатое колесо для отбора мощности; 24 — зубчатое колесо привода промежуточного вала; 25 — масляный насос; 26 — ось блока зубчатых колес передачи заднего хода; 27 — блок зубчатых колес передачи заднего хода


передачи определяется как произведение передаточных чисел отдельных пар зубчатых колес:




где Z1 зубчатое колесо постоянного зацепления промежуточного вала; z 2 - зубчатое колесо постоянного зацепления ведущего вала; z 3 — зубчатое колесо первой передачи ведомого вала; z4 — зубчатое колесо первой передачи промежуточного вала. При включении прямой передачи ведущий и ведомый валы соединяются непосредственно через зубчатое колесо постоянного зацепления ведущего вала и зубчатое колесо прямой передачи ведомого вала. Переключение передач выполняют при выключенном сцеплении, вводя подвижные зубчатые колеса (каретки) ведомого вала в зацепление с неподвижными на валу зубчатыми колесами промежуточного вала. Это зацепление сопровождается ударами торцов зубьев и приводит к их повышенному износу. Поэтому на автомобилях применяют коробки передач с постоянным зацеплением зубчатых колес и включением передач передвижением кареток (муфт) синхронизаторов. Для включения передачи заднего хода необходимо ввести в зацепление блок зубчатых колес заднего хода с зубчатыми колесами промежуточного и ведомого валов одновременно, при этом один зубчатый венец блока зубчатых колес входит в зацепление с зубчатым колесом промежуточного вала, другой с зубчатым колесом ведомого вала коробки передач.

parkers | 30.04.2009