1.1. Сцепление с периферийным расположением пружин

Сцепление (рис. 72) состоит из следующих элементов:

  • кожуха сцепления, ведущего (нажимного) диска;
  • тонкого ведомого диска с фрикционными накладками и гасителем крутильных колебаний;
  • нажимного механизма — нажимного (ведущего) диска, периферийно расположенных цилиндрических пружин или одной центральной диафрагменной пружины;
  • механизма включения сцепления — оттяжных пальцев, рычагов выключения (четыре или три), муфты выключения с упорным шариковым подшипником (графитовым подшипником);
  • привода выключения сцепления — системы тяг и рычагов, вилки выключения (гидравлического привода выключения сцепления);
  • усилителя выключения сцепления — пневматического или пневмо-гидравлического (для грузовых автомобилей).

По числу ведомых дисков фрикционные сцепления делятся на одно- и двухдисковые. Двухдисковые сцепления устанавливаются на грузовых автомобилях для передачи большого крутящего момента. При включенном сцеплении крутящий момент передается от коленчатого вала на маховик, затем на кожух сцепления и через пластинчатые пружины (рис. 73) на ведущий (нажимной) диск. На автомобиле ГАЗ-53 (рис. 74) имеются квадратные окна в кожухе сцепления, куда входят приливы крепления рычагов выключения сцепления, на автомобилях марки «КамАЗ» (рис. 75) и «МАЗ» (рис. 76) на маховике выполнены пазы, в которые входят приливы на ведущих дисках. От маховика и ведущего нажимно-

1.1. Сцепление с периферийным расположением пружин






Рис. 74. Сцепление и его привод автомобиля ГАЗ-53А (а) и привод сцепления автомобиля ГАЗ-66-11 (б): 1 — маховик; 2 — картер сцепления; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5, 6 и 13 — подшипники; 7 — масленка; 8 — регулировочная гайка; 9 — опорная вилка; 10 — кожух сцепления; 11 — оттяжной рычаг; 12 — муфта выключения сцепления; 14 — шаровой палец; 15 — нажимная пружина; 16 — регулировочная тяга; 17 — рычаг привода; 18 — кронштейн педалей сцепления и тормозного механизма; 19 — пружина педали сцепления; 20 — валик педалей сцепления и тормозного механизма; 21 — педаль сцепления; 22 — вилка выключения сцепления; 23 — пружина вилки выключения сцепления; 24 — упорный палец; 25 — ступица ведомого диска; 26 — пружина гасителя крутильных колебаний; 27 — передний кронштейн; 28 — пробка; 29 — главный цилиндр; 30 — компенсационное отверстие; 31 — перепускное отверстие; 32 — защитный колпак; 33 — задний кронштейн; 34 — эксцентриковый болт; 35 — промежуточный рычаг; 36 — тяга; 37 и 47 — толкатели; 38 и 45 — поршни; 39 — манжета; 40 — стяжная пружина; 41 и 42 — трубопроводы; 43 и 44 — гибкие шланги; 46 — рабочий цилиндр го диска, благодаря силам трения, крутящий момент передается зажатому между ними ведомому диску, ступица которого имеет шлицевое соединение с ведущим валом коробки передач. Для выключения сцепления нажимают на педаль, которая через систему тяг и рычагов передает усилие на вилку, муфту, рычаги и пальцы отводят назад ведущий нажимной диск. При этом пружины сжимаются и освобождают ведомый диск, по обеим сторонам которого образуются зазоры. В двухдисковом сцеплении для обеспечения необходимых зазоров между ведущими и ведомыми дисками в выключенном состоянии имеются отжимные пружины и регулировочный болт промежуточного диска. При плавном отпускании педали нажимные пружины возвращают все детали механизма выключения в исходное положение, ведомый диск прижимается к ведущему (нажимному) диску и маховику.

parkers | 27.04.2009